Как помочь ребенку выбрать профессию - О-Городокская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Как помочь ребенку выбрать профессию

Как помочь ребёнку выбрать профессию

 УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

   Выбор профессии – важное и ответственное дело! Это сложная задача даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для подростков с ограниченными возможностями здоровья.  Поэтому помощь родителей в её решении важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет и всегда должны быть готовы прийти на помощь первыми. Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья и только потом семейные традиции и интересы.

 Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии:

 обсуждайте вместе с ним возможные «За» и «Против» выбранной профессии;

рассматривайте выбор будущей профессии не  только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;

учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности;

если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами;

"не давите" на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами;

поддерживайте ребенка, если у него есть возможность, терпение и желание, чтобы его мечта сбылась;

если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить;

если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках.

 Сделать правильный выбор - значит найти профессию, которая:

 интересна и привлекательна («ХОЧУ»). Это те занятия, которые ребёнок делает с интересом, с желанием.

доступна и посильна («МОГУ»). Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.

имеет спрос на рынке труда («НАДО»). Это знание о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда.

 Типичные ошибки, которые совершают родители выпускников школ при выборе профессии:

желание ребёнка реализовать свою несбывшуюся мечту навязчиво переносят на своего ребёнка;

родители хотят, чтобы ребёнок пошёл по их стопам;

родители считают, что ребёнок недооценивает или переоценивает свои возможности;

родители убеждены, что ребёнок должен иметь высшее образование;

родители настойчиво рекомендуют обратить внимание на «денежные» профессии.

  Ошибки школьников при выборе профессии:

 Незнание мира профессий

       - слабая информированность о мире профессий;

       - устаревшие сведения о характере и условиях труда;

       - предубеждения в отношении престижности профессии.

     Незнание себя

       - необъективная оценка своих способностей;

       - незнание своего здоровья;

       - нежелание или неумение соотнести свои способности к требованиям профессии.

 Незнание правил выбора профессии

       - отождествление учебного предмета с профессией;

       - перенос отношения к человеку на профессию;

       - выбор профессии «за компанию»;

       - выбор профессии  перекладывается на родителей.

 Как поддержать ребёнка в выборе профессии:

 В первую очередь найдите "золотую середину" между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: "Пусть все решает сам!" и "Что он без меня решит!" - к конечном счете приведут к отчуждению между вами.

Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают; престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство.

Если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с личностными особенностями (уровень знаний, здоровье, способности и т. д.). В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе реалистичнее.

Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени. 

   Уважаемые родители, помните, что вашему ребенку особенно нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:

ребенок отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;

сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе;

выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями.

Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии:

1. Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком и т.п.).

2. Пренебрежение к профессиям, которые являются непрестижными, хотя и значимыми в жизни.

3. Отсутствие своего мнения и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.

4. Перенос отношения к конкретному человеку - представителю той или иной профессии на саму профессию.

5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии. 
6. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.

7. Подверженность влиянию друзей на выбор профессии. 
8. Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.

9. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.

10. Завышенная или заниженная самооценка, формирующая неадекватность в выборе той или иной профессии.

РОДИТЕЛЯМ О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Многие родители считают, что они лучше знают, какую профессию (увлечение) ребёнку выбрать.

Это одно из самых серьёзных родительских заблуждений всегда оправдывается благими намерениями. О том, куда ведут они, напоминать, наверное, нет необходимости. Великий баснописец Крылов писал: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник...». К сожалению, это встречается не редко,  и во многом из-за того, что родители выбирают за детей их профессию.

У каждого человека есть предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Вряд ли может быть счастлив человек, занимающийся делом, не соответствующим его врождённому физическому и психическому складу. Человек же, всегда остающийся самим собой, пусть даже и не добьётся ошеломляющих успехов, но не пойдёт против своей природы, что является одним из важнейших условий личного счастья.

Американский писатель, психолог Дейл Карнеги писал, что ему пришлось потерять много лет жизни, подражая другим людям. Навсегда отказавшись от идеи сочетать в себе достоинства других людей, он засучил рукава и приступил к работе над учебником по ораторскому искусству, в котором нашли отражение его собственный жизненный опыт, наблюдения и мысли. Дейл Карнеги пришёл к тому же выводу, что и профессор английской литературы в Оксфорде сэр Вальтер Рэлей. «Мне не дано писать, как Шекспир, - сказал он. - Но я могу написать свою собственную книгу».

Тот же Дейл Карнеги приводит в своей книге следующие строки из произведения поэта Дугласа Мэллоха:

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине, но только самым лучшим деревцем!

Будь кустиком, если не можешь быть деревом,

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком!

Если ты не можешь быть китом, будь самым красивым окунем в озере!

Если мы не можем быть капитанами, кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдётся работа на корабле жизни, только найди своё дело.

Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой!

Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе!

Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим!

Многим родителям не помешало бы вдуматься в эти слова и определиться вначале, нашли ли они сами своё дело, в котором стараются быть лучшими. А затем уж подумать над тем, не мешают ли они своему ребенку оставаться самим собой, определяя выбор увлечения или будущей профессии.

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ

Дайте своему ребенку право выбора для будущей профессии.

Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной профессии.

Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

Учитывайте  в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтоб его мечта сбылась.

Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.

Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Вы должны помнить, что самые главные учителя ребенка – это вы.

Хорошие оценки ребенка в школе еще не означают, что он преуспеет в жизни.  Жизнь, в которую он вступает, – это новая учеба. Помимо полученных знаний необходимо осознанно подойти к выбору будущей сферы деятельности. 

Вы помните своего ребенка маленьким, когда он только начинал ходить? Он падал и вставал, снова падал, снова вставал. Так может быть и во взрослой жизни. Помогайте ему вставать, анализируйте причины неудач, подсказывайте! Ведь вы знаете своего ребенка лучше всех. И вы можете ему помочь во многом – в том числе и при выборе профессии. Вы лучше чувствуете, к чему у него лежит душа.

Не убивайте в детях инициативу! Разбросанные в комнате провода, болтики, выкройки, рисунки, вырезки указывают на определенное увлечение. Увлечение, склонность - это начало выбора профессии, познание того, что потом пригодится в жизни.

Помните! Советуя что-то детям при выборе профессии, вы излагаете свои предпочтения, т.е. то, что нравится больше вам. Но это не обязательно может интересовать вашего ребенка. В мире нет двух одинаковых листьев, двух одинаковых отпечатков пальцев, двух одинаковых людей. Подсказывайте, обсуждайте, взвешивайте, но принимать решение предоставьте своему ребенку. Он лучше знает, к чему его больше влечет.

По-разному дети усваивают школьный материал. Не всегда способны развить свои способности. Помогите детям их узнать и раскрыть. Может, ваш ребенок окажется способным к освоению профессии через практику. Привлекайте его к различным видам деятельности, дайте возможность проявить себя.

Погружайте в "среду" профессии. Если ребенок слышит беседы родителей об их профессиональной деятельности, то он постепенно погружается во все тонкости данной работы. Ваше отношение к профессии передается детям. Если вы любите свое дело и  между вами и детьми есть взаимопонимание, то вполне вероятно, что они заинтересуются вашей профессией. Однако не стоит ограничивать знакомство ребенка только со своей профессией. Пусть ребенок познакомится с самыми разными областями человеческой деятельности. Пришли лечить зуб к врачу - заодно расскажите ребенку, как работают врачи, в кафе – обратите внимание на работу повара, кондитера, официанта, летите в самолёте – на деятельность пилота, стюардессы.

Страх опоздать с выбором профессии характерен не столько для самих будущих выпускников, сколько для их родителей. Если ваш ребенок учится в 10-11-м классе и до сих пор не может определиться с будущей сферой деятельности, вы можете помочь ему в этом. Подсказывайте, обсуждайте, анализируйте, но принимать решение предоставьте своему ребенку. Он лучше знает, к чему его больше влечет.

Присмотритесь

Первый этап — наблюдение. Присмотритесь к своему ребенку, оцените его желания и возможности. В подростковом возрасте начинает ощущаться разница поколений. Необходимо проанализировать и понять поведение ребенка. К примеру, ваш сын круглосуточно сидит перед компьютером, но это не означает, что ему прямая дорога в программисты. Может он просто ведет переписку или играет в игры.

Не давите

Обсудите с ребенком его интересы: что ему нравится, что привлекает. Подумайте, в какой профессии могут быть применимы его способности, черты характера. Важно не навязывать свой выбор. Можно заставить согласиться на безынтересную профессию, но через силу принятое решение обязательно аукнется в будущем. Разочарованность в работе может привести к психологическим проблемам и даже болезням. Как правило, родители реализуют свои идеи в той области, где не преуспели сами. Попытка навязать свои упущенные интересы детям, зачастую не приводит ни к какому результату.

Раскройте глаза

Основное препятствие в выборе подходящей специальности — это розовые очки, сквозь которые молодым людям свойственно смотреть на будущую профессию. Психологи советуют подростку заранее и как можно ближе познакомиться с профессией, к которой он склоняется. Неплохо, если ребенок лично пообщается с представителями желаемой профессии. Подумайте, есть ли среди ваших друзей и знакомых такие люди. Приведите примеры из жизни: кто, как, почему работает на том или ином месте. Разберите профессию со  всеми ее плюсами и минусами.  Говорите с ребенком на равных, уважайте его точку зрения, избегайте манипуляции. Ваша задача — помочь ему принять верное решение.

 Не бойтесь перемен

К сожалению, никто не застрахован от ошибок в выборе профессии. Если у человека за плечами годы обучения и опыт работы по специальности, отказаться от нелюбимой работы и начать заниматься новым видом деятельности гораздо сложнее, нежели сменить направление после первого или второго года обучения. Если человек твердо решил сменить сферу деятельности, не стоит бояться того, что прозрение наступило в достаточно зрелом возрасте. Никогда не поздно менять что-то в своей жизни.

Вообще желание резко изменить свою жизнь, в том числе и профессиональную сферу, приходит, как правило, в период возрастных кризисов. Первый кризис наступает после 20 лет, второй — около 30 лет, третий — в районе 40. В такие моменты людям свойственно пересматривать весь свой жизненный путь. Такие кризисные моменты не свидетельствуют о том, что человек что-то делал не так на протяжении своих лет жизни. Они являются показателями нормального развития личности. Главное, чтобы переход на новый этап был результатом взвешенного решения, а не попыткой побега от самого себя. Большое количество успешных и знаменитых людей пришли в профессию в довольно позднем возрасте.

Эти люди нашли свое призвание в далеко не юном возрасте.

Рональд Рейган, политик

За всю жизнь снялся в 54 фильмах. Его политическая карьера пошла в гору, когда Рейгану было за 50. Пост президента США он занял в 69 лет, а ушел с должности в 77.

Олег Газманов, музыкант

Окончил высшее инженерное морское училище. Три года работал по специальности и даже поступил в аспирантуру, но бросил науку ради музыки. Первый успех пришел к Газманову в 37.

Екатерина Андреева, телеведущая

Андреева работала в отделе делопроизводства следственного управления Генеральной прокуратуры России. Решение переквалифицироваться в журналисты приняла в 29 лет.

Владимир Соловьев, журналист

Обучал американских студентов экономике, занимался бизнесом. К журналистике обратился в 28 лет.

Тест-анкета для определения родителями предрасположенности детей к различным видам деятельности

Известно, что каждый ребенок талантлив. Но как выявить его личную одаренность? В какой области дети чувствуют себя наиболее комфортно?

Информация, полученная в ходе обследования, поможет выяснить, к каким видам деятельности предрасположен ребенок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребенка, диагностику следует повторять неоднократно.

 Ребенок имеет очевидные технические способности, если он:

интересуется самыми разными механизмами и машинами;

любит конструировать модели, приборы;

сам докапывается до причин неисправностей механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения;

любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы механизмов;

интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой.

 Ребенок имеет музыкальный талант, если он:

любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;

сочиняет свои собственные мелодии;

научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

У ребенка способности к научной работе, если он:

обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям;

умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

любит читать или смотреть детскую техническую литературу (или даже научно-популярные книги), опережая в этом своих сверстников;

часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

не унывает и не остывает к работе, если его изобретение или проект не поддерживают окружающие.

 Артистический талант проявится у ребенка, если он:

часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;

стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрители были взрослые;

с удивляющей легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

пластичен и открыт всему новому;

любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

  У ребенка незаурядный интеллект, если он:

хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

обладает хорошей памятью;

легко и быстро схватывает новый учебный материал;

задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;

обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на занятиях ему скучно;

хорошо эрудирован по многим сферам жизнедеятельности;

обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

 У ребенка способности к спортивной деятельности, если он:

очень энергичен,  все время хочет двигаться;

смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;

почти всегда берет вверх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

быстро овладевает различными спортивными играми;

лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко и пластично;

предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

кажется, он никогда всерьез не устает;

неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

 У ребенка литературный дар, если он:

рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль;

любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния, переживания и чувства героев сюжета;

изображает персонажи  своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

 Художественные способности ребенка проявятся в том случае, если он:

не находя слов или «захлебываясь», прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;

в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение — украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

ВЫБИРАЕМ ПРОФЕССИЮ С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

    Все мы знаем, что проблема профессионального самоопределения является одной из самых непростых задач в жизни каждого молодого человека. Особенно труден выбор профессии для лиц, имеющих хронические заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Это связано, во-первых, с неосведомленностью многих подростков о необходимости учитывать состояние здоровья при выборе профессии и наличии каких-либо законодательных ограничений при этом; во-вторых, с переоценкой своих сил и возможностей, нежеланием считаться с имеющимися нарушениями здоровья как с причиной таких ограничений. Кроме того, многие молодые люди недостаточно осведомлены о санитарно-гигиенических особенностях труда в разных профессиях, о возможном отрицательном влиянии производственных факторов на течение имеющихся у них заболеваний. Не имея четких представлений, о характере профессии, не учитывая состояние здоровья, многие подростки делают ошибки в своем профессиональном выборе.

    С чем же связано ограничение возможности выбора профессии при наличии каких-либо заболеваний? Прежде всего сама профессия предъявляет определенные требования к состоянию здоровья, и, в частности, к анализаторам. Например, работа с мелкими деталями требует хорошей остроты зрения. Существует целый спектр работ, выполнение которых требует хорошего различения цвета, т. е. сохранности функции цветоощущения. Известно также, что любая профессиональная деятельность осуществляется в определенных производственных условиях, которые могут отрицательно влиять на организм и вести к обострению имеющихся заболеваний. К неблагоприятным производственным факторам относятся большие физические нагрузки, вынужденная рабочая поза, значительное нервно-психическое напряжение, неблагоприятный климат (высокие или низкие температуры, повышенная влажность), пыль, шум, вибрация, токсические вещества.

    Ниже приводится примерный перечень противопоказанных факторов производственной среды и трудового процесса, влияние которых необходимо учитывать при выборе профессии подросткам, имеющим хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья.

 Болезни органов дыхания:

неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия (повышенные температура, влажность, давление воздуха, пониженная температура), пыль, токсические вещества раздражающего и сенсибилизирующего действия, значительное нервно-эмоциональное и физическое напряжение;

 Болезни сердечно-сосудистой системы:

выраженное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, предписанный темп работы, длительная ходьба, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, токсические вещества, повышенные уровни шума вибрации, работа на высоте;

 Болезни нервной системы:

значительное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, контакт с токсическими веществами, повышенная опасность травматизма, шум, вибрация;

 Болезни органов пищеварения:

значительное физическое напряжение, токсические вещества, шум, вибрация, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденное положение тела, связанное с напряжением брюшного пресса, невозможность соблюдения режима питания;

 Болезни почек:

значительное физическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденная рабочая поза, воздействие вибрации, контакт с токсическими веществами, невозможность соблюдения режима питания;

 Болезни костно-мышечной системы:

значительное физическое напряжение (подъем и переноска тяжестей), длительное пребывание на ногах, длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения для снятия напряжения с группы длинных мышц спины;

 Болезни органов зрения:

работа, связанная с повышенным напряжением зрения, вынужденная (резко согнутая) рабочая поза, значительное физическое напряжение; работы, в которых не допускается использование корригирующих очков;

 Болезни органов слуха:

работа, требующая хорошего слуха; повышенные уровни интенсивности шума и вибрации;

 Болезни кожи:

токсические и раздражающие кожу вещества, пыль, неблагоприятные метеорологические условия; необходимость в процессе работы постоянного увлажнения, загрязнения и охлаждения рук.

  Для того чтобы помочь молодым людям, имеющим хронические заболевания или функциональные отклонения в состоянии здоровья, правильно выбрать профессию и избежать негативного влияния производственных факторов на организм, в Республиканском центре профессиональной ориентации молодежи осуществляется консультирование, включающее подбор профессий и специальностей для профессионального обучения с учетом состояния здоровья.